Обращаясь с вопросом к работодателям и работникам о том, где может быть разрешен трудовой спор, чаще можно получить утвердительный ответ: только в суде. За редким исключением может быть озвучена и комиссия по трудовым спорам. Хотя спектр примирительных процедур значительно шире.
Прежде всего, обращаясь к вопросу о способах разрешения трудовых споров, нужно иметь в виду существующую классификацию на индивидуальные и коллективные трудовые споры. Вид трудового спора имеет существенное значение в рамках применения перечня примирительных процедур, и вот почему.
К коллективным трудовым спорам, т. е. неурегулированным разногласиям между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов, применяются следующие примирительные процедуры – рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
При этом, в соответствии с законодательством, процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам.
Индивидуальные трудовые споры могут быть урегулированы комиссиями по трудовым спорам и судами. Как показала практика и нормы действующего законодательства, к индивидуальным трудовым спорам применима и медиация.
Под индивидуальным трудовым спором трудовое законодательство подразумевает неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда).
Обращаясь к официальному тексту Закона «О медиации» как к альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», можно отметить, что он регулирует отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, в том числе – возникающих из трудовых правоотношений.
Эффективность применения медиации в трудовых спорах зависит от степени договороспособности сторон. Чаще всего заявителем процедур медиации выступают работники, но нынешняя статистика показывает рост обращений и со стороны работодателей. Большинство, заблуждаясь, утверждают, что медиация применима лишь как досудебная процедура, хотя в действительности это не так. Медиация к индивидуальным трудовым спорам применима на досудебном этапе; к спорам, находящимся в производстве суда или комиссии по трудовым спорам; и на стадии исполнения судебного акта.
Ключевые преимущества разрешения трудовых споров в рамках процедуры медиации:
– сохранение деловой репутации работодателя и работника как потенциального кандидата при трудоустройстве у другого работодателя;
– паритетность расходов по процедуре медиации снижает издержки стороны по отношению иным формам разрешения спора;
– конфиденциальность медиации, в т. ч. медиативного соглашения как положительного итога процедуры медиации.
В целях дальнейшего развитию медиации в сфере трудовых споров медиаторы рекомендуют уже сейчас, заключая трудовой договор, включать в его текст дополнение о возможности применения медиации в следующей редакции:
Все споры, разногласия и требования , возникающие из настоящего договора или в связи с ним, в том числе его исполнения, нарушения, прекращения и недействительности, подлежат урегулированию с применением процедуры медиации с участием медиаторов некоммерческой организации «Западно-Казахстанский Центр медиации и переговорного процесса» в соответствии с Законом «О медиации» Республики Казахстан.
Инициатива применения медиации может быть реализована как со стороны работника, так и работодателя путем подачи заявки на проведение процедуры медиации через сайт https//mediacia-center.kz
Профессиональный медиатор Танабергенов Максут Советович